Что ждет ритейл и HoReCa в 2025 году – мнение экспертов «Ромир»

Потребительский рынок в 2024 году пережил серьезную трансформацию. На него повлияли экономические и технологические факторы, а также изменение покупательского поведения. О том, каким будет 2025 год для ритейла и HoReCa, рассказали директора по работе с клиентами «Ромир» Анастасия Сидорина и Маргарита Абрамкина.

Ритейл-2025: покупатель становится рациональным

Кросс-форматный ритейл

Наблюдаемый в последние годы стремительный рост доли кросс-форматного ритейла (с 34,2% в 2019 до 81,5% в 2024 году) подтверждает успешность стратегии омниканальности, говорят эксперты. Тренд, несомненно, сохранится и в 2025 году, поскольку потребители все больше ценят гибкость и удобство выбора канала покупки.

Кросс-форматный ритейл продолжит свое проникновение в кошелек потребителя. Доля современного ритейла, объединяющего онлайн и офлайн-форматы продаж, неуклонно росла за последние годы: с 2019 по 2024 рост составил с 34,2% до 81,5%, а доля одноформатных продаж сократилась до 18,5%. Эта тенденция, безусловно, продолжится и в 2025 году, поскольку ритейлеры будут стремиться удовлетворить разнообразные модели покупок, подчеркивают эксперты.

Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами «Ромир»:

Ритейлерам необходимо инвестировать в развитие как онлайн, так и офлайн-инфраструктуры, обеспечивая бесшовный переход между каналами. Активное миксование в кошельке покупателя онлайн и офлайн-форматов, все большее вовлечение в онлайн-формат и в том числе маркетплейсы, это тоже один из инструментов рационализации, поскольку онлайн сегодня это не только про удобство, но и про возможность сравнивать цены и выбирать лучшее предложение. То есть покупатель использует широкий портфель инструментов рационализации своего поведения (кросс-форматы, сравнение цен онлайн-игроков и программы лояльности).

Многокатегориальный подход к потребительскому выбору

Если раньше решающим фактором была цена, то уже в 2024 году на первое место вышло удобство покупки. Для потребителя важно удовлетворение по ряду параметров: помимо цены и удобства, это также ассортимент, безопасность и так далее. Отдельно стоит отметить такой критерий, как удовольствие от процесса покупки. В офлайн-магазине должно быть чисто и приятно, а в зале присутствовать кассы самообслуживания, вежливый и аккуратный персонал. В онлайн-формате это предполагает удобные приложения для покупок и оплаты, а в обоих случаях – быструю и надежную доставку.

Расширение числа каналов продаж

Из 17 каналов продаж (включая супермаркеты, гипермаркеты, магазины у дома, маркетплейсы и др.), выделенных «Ромир», в кошельке среднестатистической российской семьи фигурирует уже не менее 10. Тенденция к расширению числа доступных каналов продолжится и в 2025 году, и потребители будут выбирать из множества вариантов, где и как купить товар, наиболее удовлетворяющий их потребности.

Рост конкуренции в онлайн-торговле

Удобство покупки выходит на первое место среди прочих критериев, и онлайн-магазины будут наращивать конкуренцию в этой сфере: не только в скорости и географии доставки, но и в механизмах услуги, стоимости и качестве обслуживания. Другие факторы – цена, ассортимент и дополнительные услуги – также станут зонами активного соперничества.

Укрепление позиций маркетплейсов в онлайн-торговле

Это особенно заметно в FMCG-сегменте и конкретно в области продуктов питания. Маркетплейсы соответствуют широкому набору потребительских требований, позволяя приобрести разные категории товаров в рамках одной платформы. Однако нарастающая конкуренция также будет способствовать укреплению нишевых онлайн-ритейлеров, специализирующихся на узких категориях, обладающих высокой экспертизой и предлагающих быструю доставку.

Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами «Ромир»:

Доминирование маркетплейсов, особенно в сегменте FMCG, продолжится и в 2025 году, удовлетворяя потребность в широком выборе и удобстве покупки на одной платформе. Нарастающая конкуренция будет способствовать усилению игроков быстрой доставки, которые специализируются на более узком, но базовом ассортименте, позволяющим закрывать все потребности корзины с фокусом на категории «порадовать себя», готовые решения и при этом с возможностью предоставить заказ в максимально кратчайшие сроки.

Развитие алкомаркетов

В последнее время отмечается повышенный интерес к потреблению как слабоалкогольных, так и крепких алкогольных напитков. В денежном выражении на долю сегмента в настоящее время приходится порядка 3% выручки, однако это перспективное направление, если учитывать динамику потребительских предпочтений.

Рациональное отношение к приобретению товаров длительного пользования

Потребители становятся более осмотрительными в отношении затрат на бытовую технику и гаджеты, что, в частности, связано с ситуацией на рынке потребительских кредитов. В связи с этим возрастает интерес к различным вариантам некредитного софинансирования, таким как BNPL (оплата долями), рассрочки, электронные кошельки и системы лояльности.

Рациональные механизмы поведения покупателей

Покупатели, выработав механизмы рационального поведения, будут следовать им: сравнивать цены (чему способствуют онлайн-торговля и специализированные сервисы), искать более выгодные условия и активно использовать программы лояльности. В «Ромир» считают, что покупатели не будут существенно экономить на каких-либо категориях продуктов питания, но подойдут к выбору с максимально прагматичных позиций.

Развитие собственных товарных марок на новом уровне

За последние пять лет доля СТМ в кошельке покупателя увеличилась вдвое и сейчас превышает 10% от общих трат на товары повседневного спроса. Это происходит благодаря растущему разнообразию и качеству СТМ, которые уже не всегда являются наиболее дешевыми товарами на полке. При этом наличие СТМ в портфеле ритейлера может увеличивать его средний чек на 32%, что делает развитие сегмента взаимовыгодным.